Плотины строят из толокна. Пособие по русскому языку для внеклассной работы в школе

…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»:


Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью в тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.


Занимательная задача из пособия А.И. Зарецкого. Расставьте запятые шестью способами в предложении: Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись, среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись, среди ночи, в испуге, вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

МОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

Пунктуационные анекдоты
Это был не юмор мыслей , и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое - юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель , тем радостнее он посмеивался.

Сомерсет Моэм

Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям – смысловому чтению текста; они придают речи осмыслённый характер. Произнесение одних и тех же выражений с различной интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение.

Поэтому пунктуационное оформление является одним из средств художественной выразительности и служит поводом для возникновения анекдотов.

Мы нашли стихи, в которых смысловая нелепость возникает из-за полного отсутствия или отсутствия в нужном месте запятой:

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют из толокна

Кисель там варят.

А. Арсирий

Едят там вилками компот

Там пьют из чашек бутерброд

Из хлеба с сыром там котлеты

Из мяса свежего конфеты

С начинкой сладкой суп с фасолью

В тарелках все там варят с солью

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке…

С. Бондаренко
Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

Б. Заходер
Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов.

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни единого слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!».

В эпиграмме А.С. Пушкина «На К. Дембровского» ярко видна роль многоточия:

Когда смотрюсь я в зеркала,
То вижу, кажется, Эзопа,
Но стань Дембровский у стекла ,
Так вдруг покажется там ...

А вот современные анекдоты о знаках препинания:

Штирлиц смотрел в одну точку...

Потом в другую...

Двоеточие! - догадался Штирлиц.

Доктор, я всё время вижу перед глазами большие мелькающие точки, - жалуется Большое многоточие окулисту. Доктор выписал ему очки. Через несколько дней Большое многоточие приходит опять. – Доктор, теперь я вижу большие мелькающие точки более отчётливо!

О силе вопросительного знака говорит следующий анекдот:

Когда всей группе студентов пришла sms"ка с текстом: "Сегодня к 8, а не к 3", оказалось, что кто-то забыл поставить вопросительный знак...

Пунктуация - это правила постановки знаков препинания, а также сами знаки. Пунктуация является очень важным средством оформления письменной речи. Понять предложение, записанное без знаков препинания, очень трудно. Вот пример: то что есть есть того чего нет нет это не то это то. Но если расставить знаки препинания, смысл высказывания тотчас проясняется: То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то.

При помощи знаков препинания можно выразить не только тот или иной смысл , но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Написав слово «умница» в кавычках, мы говорим об обратном.

Анекдоты возникают, когда при чтении стихов мы не обращаем внимания на знаки препинания. Например, на уроках литературы при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Узник» большинство из нас не обращали внимания на точку после первой строчки, а ставили ее после второй, и … получалась «нелепица»: автор – орел.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…

Такую же ошибку мы допускали при чтении пролога из поэмы «Руслан и Людмила», не «видели» всего одну запятую, а получалось, что не поэт сидел под дубом, а кот, хотя тот не мог этого сделать , так как постоянно «ходил по цепи»:

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

А если не заметить двоеточия в этом же произведении, то получится, что Пушкин помнит только одну сказку:

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Неправильно расставленные знаки препинания искажают смысл. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» строки:

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. -

Часто читают, делая паузу в конце стихотворной строки, то есть не видят правильно поставленных знаков.

Есть «опасные места» и в поэме А.С. Пушкина «Полтава»:

Штыки смыкает. Тяжкой тучей…

И в его стихотворении «Зимняя дорога»:

Глушь и снег... Навстречу мне…

Вот как об этом рассказывает одна из мам своей подруге:

Представь себе, мой ребёнок получил второе место на школьном конкурсе чтецов. Пушкина читал. Учительница говорит: молодец, один из всех правильно прочёл и паузы все, где нужно, сделал. Все ведь как читают? «Глушь и снег навстречу мне». Без паузы. А он один – правильно: «Глушь и снег. Навстречу мне только вёрсты полосаты попадаются одне». Ну, я обрадовалась, конечно. А потом думаю: а почему , интересно, все читают без этой самой паузы? И поняла, что когда её не делаешь, получается и неуютнее, и страшнее, и понятнее как-то. Как будто бедный Пушкин скачет во весь опор на этих своих почтовых, а лошадям страшно, они оскальзываются, храпят, а навстречу им метель жуткая и темнота. Такая вот непроглядная, вся кипящая снегом глушь… как бы и мёртвая и живая одновременно. И снег колючий – и в лицо , и за шубу, за воротник…

И в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий…

И в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

Слышишь ты пение?.. "В ночь эту лунную…

И в стихотворении С. А. Есенина «Ночь»:

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река

А если в стихотворении А.С. Пушкина «На статую играющего в бабки» всего две запятых поставить не на свое место, то получится «фильм ужасов»:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено

Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись ; не мешай русской удалой игре.
Юноша трижды шагнул, наклонился рукой о колено,

Бодро опёрся другой, поднял меткую кость.

Правильно расставленные знаки препинания указывают на смысловое членение высказывания, помогают установить смысловые отношения между словами в предложении. Например, предложение «Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем» может иметь разные смыслы в зависимости от расстановки знаков препинания: 1. «Этот человек, - не раз говорил брату Антон, - никогда не был учителем». 2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем».

Неверная постановка знаков препинания может придать высказыванию комический эффект: Я занимался с братом, который был болен английским языком.

Пунктуационного словаря нет, он, возможно, и не нужен. Подобно правилам дорожного движения, правила пунктуации не могут описать каждый конкретный случай. Они предусматривают типичные условия, которые могут сложиться в бесчисленном множестве случаев , в бесчисленном множестве текстов, и позволяют пишущим находить единственно возможное или лучшее из возможных решений.
Библиография:


  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М.Занимательная грамматика
    Граник Г.Г. Секреты пунктуации

  2. Моэм С. Избранное

  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений

  4. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений

  5. Некрасов Н.А Полное собрание сочинений

  6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений

  7. Стивене С. «Математика, измерение и психофизика»

Работа команды «Фантазеры»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа – интернат № 66»

Подготовила

учитель русского языка и чтения

Барсукова Л.С.

Новокузнецк – 2017

Тема: Секреты пунктуации

Задачи: в игровой форме научить обучающихся использовать знания по пунктуации, доказать важность правильного использования знаков пунктуации; развивать умение переносить опыт, воспроизводить знания в новых условиях; воспитывать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Форма: конкурс знатоков правил пунктуации .

Оборудование: эпиграф « Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки!»,

карточки с заданиями, названия команд: «Знатоки», «Эрудиты».

Ход игры

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о знаках препинания, их роли в речи, выяснить, как ребята умеют пользоваться имеющимися знаниями по пунктуации. Участниками конкурса знатоков, который мы назвали «Секреты пунктуации» будут ребята 9а и 9 б классов. Команды «Знатоки» и «Эрудиты».

(Команды получают таблички с названиями).

Желаем всем успехов и победы.

    Понятие о синтаксисе и пунктуации. Вступительное слово учителя и обучающихся.

Представьте, ребята, что мы смотрим мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, правильно, умело, и, сделать, увлечении, же, она, интересный, строить. (Слова прикрепляются на доске).

Вам, ребята, понятно, что происходит?

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи. Каким?

Но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но кто-то невидимый начал их передвигать, соединять, друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной!

(Учитель на доске оформляет запись)

Но всё равно что-то затрудняет чтение текста! Чего же не достаёт? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

Может кто – нибудь попробует расставить знаки препинания.

(Ученик пытается расставить знаки препинания)

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, – жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же произошло? А произошло то, что в определённый момент начали действовать синтаксис и пунктуация. Синтаксис означает порядок, пунктуация – точка.

Но разве только точка является знаком препинания?

(Ответы ребят)

III. Обучающиеся рассказывают стихотворения о знаках препинания.

Восклицательный знак

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня свергает с пьедестала.

Вопросительный знак

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу!

Запятая

Что запятая – закорючка?

Ничто, малюсенькая штучка.

А если вспомнить, если взвесить:

«Помиловать нельзя повесить».

Точка

Со мною связано явление,

Весьма далёкое от строчки:

Меняет время точку зрения.

А почему?

Дошло до точки.

Многоточие

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

Между знаками препинания иногда бывают разногласия.

Знаки препинания

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы: кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые: мы особы занятые.

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая, закричало – Нет, постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу: за порядком я слежу.

Нет… - сказало многоточие, еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился: - То есть как?

Восклицательный знак возмутился: - То есть как!

Так, - сказала точка, точка-одиночка. –

Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас!

Ребята, так какие же знаки важнее?

Конечно, нужны все, потому что ими мы пользуемся в разных речевых ситуациях.

    Конкурс знатоков знаков пунктуации.

    Команды получают карточки с текстом, в котором нет знаков препинания. Им важно найти границы предложений и поставить нужный знак.

Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевшей бородой что делает он в чаще леса почему так внимательно оглядывает деревья и кусты это, похоже, старый лесник он так сроднился с могучим лесом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи.

За быстроту команда получает дополнительный жетон, за каждый правильный знак – жетон.

    А теперь поработайте с запятыми, которые себя считают важнее всех. Расставьте нужные запятые в предложениях.

Почему у сороки такое прозвище? По бокам пёрышки у неё совсем белые а голова и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост. Перья в нём не просто чёрные а с красивым зеленоватым отливом. Сорока ловкая подвижная суетливая птица. К зиме сороки вороны галки разлетаются по деревням и ищут себе еду.

    Коллективная работа с текстом телеграммы:

Встречайте пятого выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша

Что остаётся неясным в тексте телеграммы? Устраните неясность, изменяя порядок слов или используя знаки препинания. Какой способ более удобен в телеграмме?

    Работа со стихотворением, смысл которого искажён из-за того, что в нём нет запятых.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поёт салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Вторая команда получает другое стихотворение.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.

Жетоны команды получают за правильно поставленные запятые.

    Работа команд с текстом Л.Н.Толстого «После бала». Найти быстрее предложение, в котором больше всего знаков препинания - страница 130 – 131 учебника чтения 8 класса. За быстроту – жетон.

    Подведение итогов конкурса.

Какой же вывод мы сделаем из всей проделанной сегодня работы. Нужно ли использовать знаки препинания.

Выводы ребят.

Учитель подводит собственный итог.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не

происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого – нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Так давайте же не уподобимся этому человеку, а будем пользоваться всеми знаками пунктуации!

Награждение победителей и участников конкурса.

…Кисель там варят из резины, Там шины делают из глины, Кирпич там жгут из молока, Творог готовят из песка, Стекло там плавят из бетона, Плотины строят из картона, Обложки там из чугуна, Там варят сталь из полотна, Кроят рубахи из пластмассы, Посуду делают из мяса, Котлеты стряпают из сажи, Там ваксу делают из пряжи, Прядут там нитки из сукна, Костюмы шьют из толокна, Кисель там варят. Едят там вилками компот, Там пьют из чашек бутерброд, Из хлеба с сыром там котлеты, Из мяса свежего конфеты, С начинкой сладкой суп с фасолью, В тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. Стихотворный текст из книги А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой «Занимательная грамматика» (источник «Секреты пунктуации» Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. Москва, «Просвещение» 1986). …Кисель там варят, из резины Там шины делают, из глины Кирпич там жгут, из молока Творог готовят, из песка Стекло там плавят, из бетона Плотины строят, из картона Обложки там, из чугуна Там варят сталь, из полотна Кроят рубахи, из пластмассы Посуду делают, из мяса Котлеты стряпают, из сажи Там ваксу делают, из пряжи Прядут там нитки, из сукна Костюмы шьют, из толокна Кисель там варят. Едят там вилками, компот Там пьют из чашек, бутерброд Из хлеба с сыром, там котлеты Из мяса свежего, конфеты С начинкой сладкой, суп с фасолью В тарелках, все там варят с солью. В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина, на окне Узоры инея, в печурке Горят дрова, в руках девчурки Нарядная там кукла, в клетке Ручной щегол поет, салфетки Там на столе лежат, коньки К зиме готовят там, очки Лежат для бабушки, тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Слайд 4 из презентации «Потешки небылицы 1 класс»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Потешки небылицы 1 класс.ppt» можно в zip-архиве размером 2189 КБ.

Скачать презентацию

«Питание животных» - Пищеварительная система позвоночных животных. Пищеварительная система планарии и дождевого червя. Процесс питания животных. Пищеварительная система планарии. Что мы сегодня делали. Схема питания амебы. Ротовое отверстие. Тип питания. Пищеварение. Питание растений. Рот. Пищеварительная система собаки.

«Музыкальная страна» - Минор. Что ты Чижик похудел. Будем знакомы лично. Михаил Иванович Глинка. Чижик - Пыжик. Трель. Замок Королевы Музыки. Мажор. Полечка. Где ты клювик замочил. Чем же клеточка плоха. Я готов вам помочь. Нотный стан. Чижик. Музыкальная страна. Мажор вам может пригодиться. Музыкальная книга. Снится ему.

«Расчёт количества теплоты» - Формула для вычисления количества теплоты. Решение задач. Количество теплоты. Расчет количества теплоты. Что показывает удельная теплоемкость вещества. Решите задачи. Определение количества теплоты. Какое количество теплоты необходимо для нагревания. Решите задачу. Разность. Повторение. Изучение нового материала.

«Сочинение «Сирень в корзине»» - Ветки. Фон. Листья. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Этимологическая справка. М.Врубель «Сирень». Цвет. Кончаловский Петр Петрович (1876-1956). Натюрморт. План. Аромат. Мое впечатление от изображенного. Корзина. Не рви цветов.

«История крестовых походов» - Усиление европейскими феодалами эксплуатации зависимых крестьян. Заключение Итоги крестовых походов Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Последствия крестовых походов Бедствия для народов Ближнего Востока Оживление торговли по Средиземному морю, переход первенства в торговле от Византии к Венеции и Генуе Знакомство европейцев с новыми землевладельческими культурами и ремеслами, изменения в быту.