Жихарка — русская народная сказка. «Жихарка» русская народная сказка в обработке И

Сказка «Жихарка» смотреть мультфильм онлайн:

Русская народная сказка «Жихарка» читать текст онлайн:

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек - Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:

Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а это не простая - точеная, ручка золоченая, - это Жихаркина. Никому ее не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:

Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а эта не простая - точеная, ручка золоченая, - Жихаркина. Никому ее не отдам.

Только хотел её на стол положить, а по лестнице - топ-топ-топ.

Лиса идет!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил - и поднимать некогда, - да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда - нет Жихарки.

«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова, а эта ложка не простая - точеная, ручка золоченая, - эту я себе возьму.

Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
- Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.

Садись, - говорит, - Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдет.

Не так сидишь, - говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдет.

Да не так, - лиса говорит.
- А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
- Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают:

Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..

Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5 лет):

Открытое занятие по ознакомлению детей с художественной литературой с решением задач гендерного воспитания (гендерной социализации) и ознакомления детей с русской народной культурой.

Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.

  1. Учить эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание.
  2. Учить представлять образы персонажей, понимать их характер
  3. Обогащение речи новыми эпитетами
  4. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки
  5. Находить особенности героя сказки характерные его полу, подчёркивать сильные стороны мужской гендерной роли.
  6. Закрепление и расширение знаний о русском крестьянском быте

Материалы к занятию:

  • куклы-персонажи для театрализации сказки “Жихарка”;
  • иллюстрации к сказке (перед занятием вывешиваются на доске)

  • предметы русского крестьянского быта.
  • Издание "Аппликация: Жихарка (+ детали)" Автор разработки - кандидат педагогических наук Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку “Жихарка”.

Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…

Когда в далёкие времена начинали детям рассказывать сказки, очень часто сказка начиналась присказкой. Вот и я начну рассказывать именно с такой присказки, а вы внимательно слушайте:

Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.

(Воспитатель рассказывает сказку с элементами театрализации)

Беседа после прочтения сказки:

Воспитатель предлагает взглянуть на вывешенные на доске иллюстрации к сказке и ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в ней было сказочного, что не бывает в обычной жизни? (Дети отвечают)

Воспитатель (резюмируя и подчёркивая важную мысль): Да, в сказках всё может случиться, потому что сказка – это история, которая не может произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия, волшебство.

Воспитатель: А, Жихарка, вам понравился? Чем?

Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё его можно похвалить?

Дети: Сообразительный, находчивый, смелый, ловкий, удалец, молодец и т.п.

Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и петух?

Дети: Дружно.

Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда уходили?

Дети: На охоту.

Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети отвечают)

Воспитатель: Каким словом в сказке об этом говорится?

Жикарка домовничал.

Воспитатель: Как вы считаете, хозяйственность, домовитость – это мужские качества? (Ответы детей)

Воспитатель: Когда в доме есть мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об этом говорится в русских пословицах:

Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.

Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и стать хорошими хозяевами в своих домах, надо приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же хозяйственными, серьёзными и ответственными в работе, в исполнении тех поручений, которые я даю вам в детском саду как Жихарка.

Какие ещё мужские качества вы заметили у Жихарки?

Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.

Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую, ручку золочённую? (Дети отвечают)

Воспитатель (резюмирует ответы детей, подчёркивает главную мысль): Потому что этим в сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин, за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит русская пословица:

Порядок в доме есть - хозяину честь.

Воспитатель предлагает детям встать и подвигаться, сделать физкультминутку.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать.
(Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивание - руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
(Потягивание - руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка.

Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно, что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети называют)

Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?

Дети: Под печкой.

Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла печка?

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька обращалась к печке?

Дети: Печка-матушка, спрячь нас.

Воспитатель: Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду.

Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у Жихарки, Кота и Петуха?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Как правило, ели из общего котелка (чугунка). По очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке.

Воспитатель показывает предметы и их назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные жернова для перемалывания зерен в муку.

Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к занятию, 4).

Задание: Добавить к иллюстрациям аппликативные детали (“наклейки”) соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель просит напомнить, какой момент сказки им достался, какой элемент пришлось доклеить на иллюстрацию и где и почему они решили этот элемент расположить. (Дети отвечают)

Воспитатель благодарит детей за работу.


Сказка «Жихарка» — это уральская народная сказка, в которой повествование идет о маленьком непоседливом человечке. В некоторых версиях сказания этого человечка называют мальчиком, в других же наоборот – девочкой.

Во время чтения сказки ребенку уделите особое внимание на моменты:

  • Жихарка забыл запереть дверь – нужно быть внимательным;
  • обнаружил сам себя ради своей вещи – объяснить ребенку, что какой дорогой бы или желанной ни была вещь, нельзя вопреки всему следовать бездумным желаниям;
  • а также о взаимоотношениях в семье и возвращении домой, например, как , и других.

В сказке «Жихарка» в роли опасного героя вновь выступает хитрая и коварная лиса, которая у ребенка, по предыдущим сказкам, должна ассоциироваться с обманчивостью. Жихарка – превосходная сказка из области сказкотерапии для каждого ребенка. Можно лишь слегка форсировать события под проблемы ребенка и дополнить во время возвращения дополнительные приобретения, например, нужные качества или события.

Жихарка – прочитать текст сказки с картинками

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек - Жихарка.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.

Раскладывает да приговаривает:

Это простая ложка - котова, это простая ложка - Петина, а это не простая - точёная, ручка золочёная, - эта Жихаркина. Никому её не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.

Всё запирал, а один раз и забыл.

Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице - топ-топ-топ - лиса идёт.

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.

«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».

Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова. А эта ложка не простая - точёная, ручка золочёная, - эту я себе возьму.

Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!

Вон ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.

Садись, - говорит, - Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.

Не так сидишь, - говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.

Да не так, - лиса говорит.

А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.

Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!

Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.

Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.

Лиса идет!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.

«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.

— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..

Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Всё запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит:

— Эта простая ложка — Котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.

Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.

— Лиса идёт!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.

«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — Котова, а эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.

— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!

— Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть.

Взяла лиса лопату.

— Садись, — говорит, — Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки- ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Не так сидишь, — говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Да не так, — лиса говорит.

— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.

— Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают:

— Вот ложка простая — Котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..

Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает. Вдруг по лесенке — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.